Храмы Игринского района

Виртуальный библиографический путеводитель

Церковь Богоявления Господня с. Чумой

large---

  

 

DSC05855--- 

     Приход с. Чумой открыт по указу Святого Синода от 24 февраля 1889 года № 651. В его состав вошли селения, ранее входившие в приходы сёл Большая Пурга, Сосновка, Чутырь: село Чумой, починки Верх Чумой, Мужбер, Зоновский, Мясниковский, Пьяностепский, Репинский, Таранки, Нижние Шорни, Средние Шорни, Узырмон, Кабаново и Кожой.

Чумойский приход входил в состав 6 благочиннического округа Сарапульского уезда Вятской губернии.

Деревянная церковь с одним престолом перевезена из села Сосновка и построена в 1893 году на средства прихожан, освящена 9 марта 1894 года во имя Богоявления Господня. В 1894 году началось ведение метрической книги, в которой записывались все сведения о родившихся и умерших прихода. Так написано в рукописной книге о церквях и духовенстве Вятской епархии.

 В селе самое почетное центральное место отвели под церковь. Контуры церкви и ее высокой колокольни красиво вписались в панораму поселения. Построена она была на высокой площадке и виднелась за несколько километров.

Строительство церкви было большим событием, деньги на ее постройку собирали со всей округи, поднимали здание силами населения окрестных деревень.

Первыми церковнослужителями были священник Аркадий Никольский и псаломщик Николай Васнецов. 

В 1892 году открылась церковно-приходская  школа на 120 учеников, в которой учились дети из деревень: Мужбер, Сосновские Шорни, Верхние Шорни, Нижние Шорни, Верх Чумой, Узырмон, Кабаново, Башмаково, Кожой, Зоново, Репино, Мясниково, Торонково. Школа находилась недалеко от церкви. 

Первыми учителями были Никольский Аркадий Константинович, Васнецов Николай Федорович и Клюкин Петр Петрович. Священник Аркадий Константинович Никольский, окончивший курс наук в Уфимской духовной семинарии, преподавал Закон Божий, он же - заведующий законоучитель церковно-приходской школы. Псаломщик церкви Николай Федорович Васнецов, окончивший курсы в Сарапульском уездном училище, былучителем. Петр Петрович Клюкин выполнял обязанности помощника учителя (данные взяты из первой переписи Российской империи 1895 года).

Осенью 1911 года была произведена закладка нового каменного храма в с. Чумой, но строительство не было завершено.

После Октябрьской революции церковь продолжала функционировать. Однако, в обрядах и деятельности церкви произошли изменения: был упразднен ряд молитв, например, такие как молитва за царя, но продолжалась работа по метрическим книгам, также школа была передана в ведение государства.

В 1938 году по Чумойской церкви был довод: «Отсутствие в штате церкви священнослужителя и поэтому невозможность функционирования здания в качестве храма». Священник Чумойской церкви Гусев Иннокентий Александрович был арестован 29 июня 1938 года и лишен свободы на 5 лет.

Богоявленская церковь села Чумой была закрыта 3 апреля 1941 года на основании Постановления Президиума Верховного Совета УАССР за № 65. Здание передано под школу.

С началом Великой Отечественной войны политика советского руководства в отношении к Церкви меняется. После встречи 4 сентября 1943 года в Кремле Сталина с руководством Русской Православной Церкви началась новая эпоха в истории государственно-церковных отношений. 28 ноября 1943 года принимается постановление СНК СССР № 1325 «О порядке открытии церквей». В этот период в Ижевской епархии до 1949 года было открыто 20 храмов.

Следствием этого документа явилось открытие и Богоявленского храма в селе Чумой. После шести с половиной лет перерыва 13 ноября 1947 года храм снова принял в свое лоно верующих, но официальное открытие церкви датируется 17 декабря 1949 года «по просьбе верующих села Чумой здание и культовое имущество передано верующим». Церковный совет и ревизионная комиссия были избраны 6 января 1948 года.

После повторного открытия первым настоятелем был священник Диомид Григорьевич Батурин. Но к началу октября 1948 года служб в церкви все еще не было, так как её здание все еще не было освобождено от зерна. Здание храма функционировало в качестве «глубинки» – «глубинного», отдаленного складского помещения «Заготзерна». Весной 1949 года последняя куча зерна в алтаре была, наконец, вывезена из храма, и 21 июля 1949 года в праздник Казанской иконы Божией Матери храм был освящен и отслужена первая литургия. Настоятелем тогда был уже священник Александр Васильевич Коковин.

На заседании исполкома Игринского райсовета от 20 июля 1961 года №134 рассматривался вопрос о закрытии церкви в селе Чумой. В принятом решении отмечается, что здание церкви в селе Чумой пришло в ветхое состояние и без проведения капитального ремонта к дальнейшему использованию считается непригодным. После закрытия церкви здание капитально отремонтировать и передать Чумойской восьмилетней школе под спортивный зал.

В 1961 году Богоявленская церковь с. Чумой была закрыта. Храм снесен не был, в 1967 году был приспособлен под спортивный зал Чумойской школы, о чем сообщается в информации Игринского сельсовета от 10. 01. 1968 г. «О работе по контролю за соблюдением законодательства о культах за 1967 год». (ЦГА УР, ф.Р-551, оп.1, д.181, л.46). Здание по сегодняшний день служит Чумойской основной образовательной школе в качестве спортивного зала.

Внешний вид бывшего храма сейчас почти  таков же, что и более 120 леттому назад. Только отсутствует купол, характерный для православной церкви. Остались те же наличники на окнах, та же обшивка стен. На внешних стенах с восточной стороны – полуистлевшие деревянные буквы с инициалами погребённых здесь же священнослужителей.

Источник: Церковь Богоявления Господня с. Чумой: сборник / МБУК «Игринская ЦБС», Игринская центральная районная библиотека им. Кедра Митрея; сост. Н.В. Дубовцева. – Игра, 2015. – 66c.: фот.

Иоанно-Предтеченская церковь с. Русская Лоза

hram rus loza---

Приход с. Русская Лоза открыт по указу Святейшего Синода от 4 декабря 1890 года № 4434. В его состав вошли селения, ранее входившие в приходы сёл Чутырь и Кекоран: с. Русская Лоза, починки Леденцы, Шубники, Бакашур, Кузьшур, Выжошур, Кулюшево, Красногорский, Коробовский.

Деревянная церковь с одним престолом построена в 1898 году (снимок 1941 г.) на средства прихожан и благотворителей и освящена 14 января 1899 года в честь и память Усекновения Главы Пророка и Крестителя Святого Иоанна Предтечи. Престол был освящён в сослужении семи священников и трёх дьяконов. Первым священником был Пётр Чемоданов.

30 июня 1898 года на службу просфорницей к церкви села Русская Лоза была определена Евфросиния Иоаннова Бердова.

При церкви служили священник и псаломщик, квартиры для них были казённые, земли: усадебные – 3 десятины, пахотные – 18 десятин, сенокосные – 12 десятин. Братский денежный доход священника составлял 495 руб. 65 коп. и пособие из консистории 18 руб. 75 коп., а псаломщика 165 руб. 20 коп. и пособие из консистории 6 руб. 25 коп.

Здание церкви было деревянным с такой же колокольней, окружено оградой. Крыша покрыта железом, окрашенным медянкой на масле. Здания, принадлежащие к церкви: 2 деревянных дома для церковнослужителей с амбарами, погребами и конюшнями; один дом для церковно-приходской школы, амбар для хранения церковных вещей и усыпальница на кладбище. Все эти здания находились на церковной земле и недалеко от церкви, кроме усыпальницы, находившейся на расстоянии в полверсты.

Энергичное участие в строительстве деревянной Русско-Лозинской церкви принимал крестьянин Сарапульского уезда Чутырской волости села Русская Лоза Михаил Семёнович Стерхов, который щедро жертвовал от своих средств и располагал к этому и других благотворителей. Кроме этого Стерховым было приобретено для новопостроенной церкви много разной утвари.

Приход состоял из 7 селений.

 

Мужчин

Женщин

Православные русские

558 чел.

610 чел.

Крещённые вотяки

107 чел.

92 чел.

Старообрядцы

128 чел.

132 чел.

Церковь находилась от города Вятки на расстоянии в 360 вёрст, от уездного города в 130 вёрст, от благочинного в 80 (по другому источнику 60) вёрст. Ближайшие к церкви сёла: на восток – Чутырское на расстоянии в 16 вёрст, на юг – Бодьинское (25 вёрст) и на юго-запад – Кекоранское (20 вёрст).

В селе 22 ноября 1878 года была открыта церковно-приходская школа. Одним из первых учителей был Наумов Григорий Иванович – сын интеллигента из Глазова. Тогда в ней обучалось 36 мальчиков и 4 девочки. Здание церковно-приходской школы сохранилось до сих пор, в нём размещается теперь библиотека. 16 июля 1898 года при церкви открыли церковно-приходское попечительство.

Иоанно-Предтеченская церковь была закрыта на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР от 5 июня 1941 года. Здание церкви было передано исполнительному комитету Игринского районного Совета депутатов трудящихся для использования под культурное учреждение. Здание сгорело в 1964 году во время грозы.

Жители села Русская Лоза планировали поставить на кладбище часовню, но на это требовались деньги. Благодаря помощи спонсора Копыловой В.В. мастер деревянного зодчества Васильев Андрей Геннадьевич с единомышленниками воплотили свой замысел в удивительную, гармоничную композицию: получился поклонный крест с двумя закрытыми подсвечниками в форме часовенок увенчанных маковками. Композицию разметили рядом с кладбищем.

В канун Великотроицкой субботы 2006 года отец Дмитрий Самойлов освятил поклонный крест. 

                          poklonnyiy krest kladbische d russkaya loza 1---   poklonnyiy krest kladbische d russkaya loza---

                             Поклонный крест. Мастер: А.Г. Васильев А.Г. Фотографии с сайта:http://images.esosedi.ru/

Источник: Игринские купола: сборник исторических сведений о храмах Игринского района / МБУК «Игринская ЦБС», Игринскаяцентральная районная библиотека им. Кедра Митрея; сост. А.В. Хохрякова. – Игра, 2016. – 46 c.: фот. 

      «Русская Лоза раньше была богатейшим селом с множеством жителей и красивой церковью. Храм давно сгорел, и в 2020 году по инициативе женсовета [МО «Лозинское»] на месте этого храма установлен крест. Семья Чубуковых облагородила родник, жители помогли навести чистоту, порядок, а затем пригласили священника, чтобы он освятил ключ. Каждому теперь приятно пить вкусную студеную воду из обустроенного родника. А небольшой молельный дом открыли на станции Лоза»

Источник:   Абдасова, Ольга Витальевна. Удивительные люди живут в МО "Лозинское" / О. В. Абдасова. - Текст : непосредственный // Светлый путь. - 2021. - 4 июня (№ 21). - С. 9. - (Село моё) (2021 - Год села в Удмуртии).

 

Богородицкая церковь с. Деменлуд

Село Деменлуд Глазовского уезда стояло там, где сейчас расположено Деменлудское кладбище. Богородицкая церковь просуществовала с 1901 по 1929 гг.

Приход с. Доменлуд открыт по Указу Святого Синода от 21 сентября 1902 года № 7346. В его состав вошли селения, ранее входившие в приход с. Игра: с. Доменлуд, поч. Доменлудский, поч. Беккалуд (Бедколуд), поч. Лучик, поч. Лучиквай, поч. Юлайгурт, поч. Большая Саля, поч. Телегурт.

Деревянная церковь построена в 1901 году с одним престолом на средства прихожан и пожертвования от елабужских комитетов господина Стахеева и господина Чернова и бывших владелиц местного стекольного завода личных граждан г. Глазова сестёр Александры и Ольги Юрасовых. Многие свидетельства говорят, что большую помощь в строительстве храма оказал хозяин стекольного завода Сергиев. 

100 рублей на строительство церкви в с. Деменлуд пожертвовал будущий Всероссийский пастырь свящ. Иоанн Кронштадтский (Вятские епархиальные ведомости. 1902. №6. С.100 https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachment/attachment/89/15/89155af1-5e2b-4651-8209-d443e05ac770.pdf)

Здание было деревянным на каменном фундаменте. Крыша покрыта железом и окрашена зелёной краской, кресты деревянные, обложены белой жестью. Вся церковь снаружи обшита тёсом, окрашена масляной краской бело-голубого цвета, кругом обнесена деревянной изгородью, окрашенной жёлто-зелёной масляной краской. Внутри оштукатурена в 1907 году и окрашена белой масляной краской в 1909 году.

Церковь с одним престолом освящена 14 февраля 1901 года во имя Святой иконы Божьей Матери «Скоропослушницы». Святой образ на фоне святой горы (Лепа) находился по левую сторону амвона.

Приход состоял из 7 селений, (расстояние между селениями 1-7 вёрст).

Расстояние от Вятки – 314 вёрст, от уездного города Глазова – 70 вёрст, от благочиния (с. Полом) – 53 версты. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Квартиры для причта казённые, земли – 39 десятин 39 сантимов, из коей пахотной земли – 7 десятин, лесной – 2 десятины, а остальные – под церковью, площадью и усадьбами.

16 сентября 1902 года священником церкви Анатолием Прокофьевым была открыта женская школа грамоты, содержащаяся на средства церкви и церковноприходского попечительства. Анатолий Прокофьев служил в с. Деменлуд до 1905 года, затем 1905-1912 гг. – в селе Сосновка. За время службы в Деменлудской церкви награжден скуфьей (скуфья даётся представителям белого духовенства как награда — вторая после набедренника) от 4 марта 1904 г. (Вятские епархиальные ведомости. 1904. №6. С.131. https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachment/attachment/8a/28/8a2893da-e8ee-419b-8b0b-a933a5817df4.pdf)

С 6 сентября 1903 года при церкви открыто церковноприходское попечительство. По другим данным попечительство было открыто 1 сентября 1907 года. (Ведомость о церковно-приходском попечительстве при Богородской церкви с. Деменлуд 1915 год).

6 ноября 1904 года псаломщиком церкви был назначен удмурт Поздеев Дмитрий ПетровичPozdeev отография с сайта:http://www.vstrana.ru/index.php?ption=com_content&task=view&id=539&Itemid=535). Он родился 15 сентября 1881 года в крестьянской семье починка Ершовского Глазовского уезда. 15 мая 1895 года окончил Парзинскую земскую школу. Окончил низшую сельскохозяйственную школу в г. Глазове и за неимением рабочих рук в семье оставил её во 2 классе в 1897 году. При храме с. Деменлуд Димитрий обучился основам православного богослужения и получил начальное духовное образование.14 июля 1906 года определён на диаконовское место в с. Люк. 22 июля 1906 года – рукоположен во диакона. 25 февраля 1907 года – перемещён в с. Тортым. 25 января 1911 года – перемещён в с. Люм с рукоположением в сан священника, получил содержание от церкви 300 рублей в год. Последнее место служения – с. Чубой. 13 декабря 1929 года был осуждён на три года лишения свободы, 5 ноября 1937 года – вновь осуждён на пять лет. 19 сентября 1941 года – приговорён к высшей мере наказания – расстрелу. Семья: жена Анастасия Тимофеевна (1888 года рождения), сын Венедикт (1913 года рождения). 

С 17 июля 1905 года священником в с. Деменлуд служил Свечников Владимир Владимирович, псаломщик, родом из Бело-Холуницкого завода Слободского уезда.

24 июля 1906 года псаломщиком в Богородицкую церковь с. Деменлуд был определён диакон Ившин Пётр Афанасьевич. Пётр Афанасьевич родился в 1883 году в крестьянской удмуртской семье, в 1902 году окончил церковно-приходскую школу. В 1904 году был послушником в Филейском монастыре Вятского уезда. 27ноября 1908 года перемещён в с. Полом, 24 ноября 1909 года посвящён в сан диакона. 5 ноября 1913 года по прошению перемещён в Митрофановскую церковь с. Зура. Семья: жена Анна Павловна (1890 года рождения), дети – Николай (1910 года рождения), Валентина (1913 года рождения).

С 1908 по 1915 год служил в церкви с. Деменлуд Маракулин Владимир Николаевич, псаломщик. Родился в 1889 году в семье священника. Окончил два класса Вятской духовной семинарии 8 мая 1907 года. В 1915 году был перемещён в с. Понино. Семья: жена Валентина Петровна (1894 года рождения), дочь Тамара (1900 года рождения).

9 декабря 1910 года священником стал Дементьев Василий Сергеевич. Родился в 1887 году в крестьянской удмуртской семье починка Бердышевского Уханской волости. Окончил Балезинскую церковно-приходскую школу в 1904 году, Вятские миссионерские инородческие курсы 30 мая 1907 года. Духовный путь начинал псаломщиком в с. Турецкое. 15 апреля 1908 года посвящён в сан диакона в с. Чутырь Сарапульского уезда, 14 мая 1909 года – в сан священника. 23 марта 1914 года перемещён в с. Архангельское. Семья: жена Глафира Николаевна (1883 года рождения), дети: дочь Людмила (1910 года рождения), сын Алексей (1911 года рождения), сын Борис (1914 года рождения).

В 1911 году псаломщиком церкви стал Бутолин Михаил Данилович. Родился в крестьянской семье в 1887 году, окончил церковно-приходскую школу. Семья: жена Ольга (1885 года рождения); сын Валериан (1908 года рождения).

Васильев Иаков родился в 1870 году в крестьянской семье. Окончил Глазовское уездное училище в 1891 году. Работал учителем в церковных школах. В 1909 году рукоположен в сан диакона, в 1913 году – в сан священника с. Деменлуд.

В 1914 году на священническое место с рукоположением в сан в Богородицкую церковь с. Деменлуд был перемещён священник Бельтюков Василий Иаковлевич (Бельтюков Иаков Васильевич – по данным документа «Священнослужители Богородицкой церкви в селе Деменлуд»). Родился в 1872 году в крестьянской семье. Окончил Глазовское духовное училище. Духовный путь начинал с учительства в миссионерских школах. Семья: жена Клавдия Евфимьевна (1875 года рождения); дети – дочь Зоя (1901 года рождения), сын Борис (1904 года рождения), окончил Глазовское духовное училище, сын Валентин (1912 года рождения), дочь Алевтина (1914 года рождения).

25 апреля 1913 года Указом Вятской Духовной консистории № 7679 церковным старостой был утвержден Бяков Василий Павлович, крестьянин поч. Телегурт. Родился в 1869 году, окончил начальную школу. Семья: жена Фёкла Васильевна; дети – Александр, Симеон – оба сына учились в церковно-приходской школе.

С 1914 года просфорницей с. Деменлуд была Попова Евдокия Николаевна. Родилась в 1869 году в мещанской семье. Вдова мещанина г. Меленькова Владимирской губернии. Дети – Анатолий (1907 года рождения) и Иван (1902 года рождения) – оба сына учились в церковно-приходской школе.

26 октября 1914 года председателем попечительского совета был избран Тимофей Никанорович Печёнкин. Членами Попечительского совета были священник Иаков Бельтюков и церковный староста Василий Павлович Бяков. Выборные члены Попечительского Совета: крестьяне д. Юлайгурт – Корепанов Дмитрий Захарович; д. Лучик – Шуравин Николай Фёдорович; д. Телегурт – Бяков Захар Калистратович; д. Саля – Городилов Алексей Панфилович. Деятельность попечительства состояла в заботах о содержании местной церковно-приходской школы, в покупке дров для церкви, в окраске наружных стен храма масляной краской.

Богородицкая церковь закрыта в 1929 году. Здание церкви в годы Великой Отечественной войны было перевезено в с. Игра для строительства железнодорожного вокзала. Здание церковно-приходской школы, хозяйственные постройки использованы для строительства школ в с. Игра, д. Лучик.  

Demenlud zdvok---

 

Здание ж/д вокзала п. Игра. 1990 г. Фотография предоставлена сотрудником Игринского краеведческого музея П. Мироновым

 

 

 

 

 Источник: Игринские купола: сборник исторических сведений о храмах Игринского района / МБУК «Игринская ЦБС», Игринская центральная районная библиотека им. Кедра Митрея; сост. А.В. Хохрякова. – Игра, 2016. – 46 c.: фот.