Храмы Игринского района

Виртуальный библиографический путеводитель

Храм Вознесения Господня с. Чутырь

16. 09. 20
posted by: Super User
Просмотров: 694

Храм Вознесения Господня с. Чутырь

 chut 

Фото с сайта - http://sobory.ru/photo/176130 Автор – Илья Смирнов

Принадлежность: Русская Православная Церковь, Удмуртская митрополия, Глазовская епархия, Игринское благочиние

Язык богослужений: церковнославянский

Адрес: Удмуртская Республика, Игринский район, с. Чутырь, ул. Советская, д. 55А

Телефон: +7 (34141) 5 63 76   сайт: chutyr.cerkov.ru/   e-mail: glazoveparh@gmail.com

Престольный праздник: Вознесение Господне (40-й день после Пасхи).

Расписание богослужений: по субботам — с 16-00, по воскресеньям — с 8-00.

Настоятель храма — священник Вадим Агафонов. 

Из истории храма

Храм Вознесения Господня в селе Чутырь Игринского района – один из старейших православных храмов Удмуртии. Он хорошо знаком не только местным жителям, но и многим путешествующим, поскольку расположен у оживлённой магистрали, рядом с федеральной трассой. Его можно назвать своеобразным форпостом, двери которого открыты для паломников из разных регионов и даже стран.

Самая первая, деревянная, церковь была построена на средства прихожан в д. Чутырская по распоряжению Казанской конторы новокрещенских дел и освящена по указу духовной консистории от 19 мая 1752 года во имя Сретения Господня. В 1768 году в церкви устроен придел и освящён 3 февраля 1769 года в честь Св. Преподобного Савватия, Соловецкого Чудотворца. Приход церкви состоял из 27 селений, которые находились на расстоянии от 2 до 15 вёрст.

Вятской духовной консисторией 3 июня 1819 года выдана храмоздатная грамота № 2031 на строительство нового каменного храма с приделом по проекту первого архитектора Ижевска Семёна Емельяновича Дудина (1779-1825). По другим данным, автором проекта каменной церкви является первый вятский губернский архитектор Филимон Меркурьевич Росляков (1758-1806). Строительство храма осуществлялось в 1819-1829 годах.

Храм строился на средства прихожан с тремя престолами: главный – освящён 11 октября 1848 года во имя Вознесения Господня, второй – освящён 16 сентября 1829 года в честь Святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев, третий – освящён 10 ноября 1858 года в честь Сретения Господня.

Постройка в стиле зрелого классицизма. Ротондальный объём холодного храма, увенчанный куполом с люкарнами и главкой на ярусном барабане, усложнён прямоугольным алтарём и боковыми портиками. С запада к нему примыкают двухпридельная трапезная и многоярусная колокольня под шпилем.

По указу Вятской духовной консистории от 4 октября 1830 года № 3966 старая деревянная церковь должна была быть разобрана, однако продолжала существовать до освящения главного престола Вознесенской церкви (1848 г.).

Чутырский приход стал одним из крупнейших в удмуртских уездах, в него входило 70 деревень и починков. В 1832 году в составе прихода числились: с. Чутырь, поч. Нязь-Ворца, поч. Малые Мазги, д. Лонки-Ворцы, поч. Выкогурт, поч. Сепож, поч. Кожой, поч. Чумой, поч. Тылой, поч. Кизядзи, поч. Малые Кизядзи, поч. Чемошур, поч. Порвай, д. Кушьинская, д. Утем, д. Сулдур, поч. Шулдошур, поч. Бачкеевский, поч. Сейткыр, поч. Лучик, поч. Улайгурт, поч. Салинский, поч. Малая Саля, поч. Кулюгурт, поч. Шербет, д. Игринская, д. Шадбеково, д. Гереевская, д. Чемошурская, д. Камешница, д. Касегурт, д. Суроновская, д. Верх-Корякино, поч. Шулдышур, д. Низ-Корякино, д. Мувырская, д. Пашур, д. Бадъярово, д. Старый Шигъян, д. Пашур-Вишур, д. Шигъян-Тылой, д. Вишур, поч. Вильгурт, поч. Шорни, д. Сосновка, поч. Сямпи, поч. Нижний Шаркан, поч. Вылеглуд, поч. Чукавин, поч. Кадилово, д. Кионгоп, д. Малая Ошворца, д. Выжой-Кыква, д. Нюрошур, поч. Верхние Урсы, поч. Нижние Урсы, поч. Мукши, д. Старая Ошворца, поч. Кечшур, поч. Гожмовыр, поч. Цыкерово, д. Цыкеровская, д. Силодзил, д. Пислеглуд, поч. Выжоил, поч. Причь, поч. Лысовский, поч. Утора, поч. Чука, поч. Лоза, поч. Кунянгурт.

В Чутыре церковь строили в течение 10 лет. Кирпич готовили здесь же; вдоль речки Чутырки брали глину, делали вручную, обжигали и подвозили к месту строительства. Получался кирпич плотным, прочным, тяжёлым и долговечным. Каменщики были мастерами своего дела – клали тонкий слой цементирующего вещества, кирпичи так пригоняли друг к другу, что между ними не влезало лезвие ножа. У здания не было мощного фундамента в земле, как у современных сооружений.

Церковь имела строгую ориентацию по сторонам горизонта; вход располагался с запада. Сразу при входе прихожанин попадал в притвор – преддверие церкви – низкое тёмное помещение. Это место для кающихся грешников или людей, ещё не принявших крещение. Следующая часть – высокая, просторная, светлая – для молящихся. С восточной стороны её располагался алтарь – святая святых церкви. Здесь на престоле, находились видимые знаки (крест, Евангелие) невидимого и таинственного присутствия самого Господа Бога. Поэтому входить сюда и прикасаться к престолу могли только священнослужители. Алтарь устроен на возвышении, чтобы богослужение было слышно верующим и было видно все, что происходит у алтаря.

Поверхность стен была сплошь расписана картинами на темы из Библии и Евангелие. Эти росписи дополнял иконостас – высокая стена, уставленная иконами, мерцающими золотом. Из полутьмы сверху свисали нарядные светильники – паникадила.

Служба в церкви проходила только в западной части здания. В юго-западной части церкви (как бы в полуподвале) находилась усыпальница, в которой перед погребением находились покойники.

После завершения строительства церковь с прилегающей территорией была обнесена изгородью. Здесь хоронили священнослужителей и жителей прихода, получивших дворянское звание. Могилы их были огорожены металлическими заборами, а на могилах сверху лежали надгробные плиты.

Недалеко от церкви располагались дома духовенства, они резко отличались от простых крестьянских изб: стояли на каменном или кирпичном основании, были высокие, большие – пятистенные, с четырёхскатной крышей, со множеством больших окон, украшенных резными наличниками.

В северной стороне от церкви стояла церковно-приходская школа, которая состояла из трёх классов. Ежегодный выпуск детей составлял не более 10 человек. Главным предметом был Закон Божий. В расписании также стояли арифметика, чистописание и грамматика. Парты были четырёхместные. В классе висела икона и портрет царя.

С начала строительства храма служил в нём настоятелем протоиерей Василий Андреевич Раевский. Приехав сюда в 1845 году, они с матушкой сразу же занялись просветительской деятельностью. В их домашней школе ежегодно обучались грамоте двенадцать удмуртских девочек. Они сформировали два хороших церковных хора. Кроме того, батюшка устроил в селе сад, пасеку и исполнял обязанности сельского фельдшера. В июне 1893 года состоялось торжество по случаю полувекового служения отца Василия в сане. Кроме школы, протоиерей Василий основал при церкви в 1867 году церковноприходское попечительство. Его похоронили со всеми почестями за алтарём храма 11 июля 1914 года. Дети отца Василия продолжили старинную церковную династию. Наиболее известным среди них был отец Венедикт, служивший в Шаркане и Вавоже. За подвижнические миссионерские труды ему присвоено потомственное дворянское звание.

15 апреля 1908 года в сан диакона в с. Чутырь Сарапульского уезда был посвящён Дементьев Василий Сергеевич. Позже, в 1910 году, он был священником в церкви с. Деменлуд.

В 1937 году приезжали люди из Ижевска, сбрасывали колокола, разбивали их и увозили в Ижевск на переплавку. Во время сбрасывания колоколов собиралось очень много народа, священник, монашки.

Священником в то время был Василий Быков, который был переведен сюда 11 октября 1901 года из с. Медмы. Женат был на Александре Степановне. У них была дочь Маруся. Отца Василия сослали на золотые прииски в Магаданскую область, где он работал главным бухгалтером.

Был полностью снесён островерхий купол, который находился на западной части здания, и надстройка над куполом круглым. Была вытащена вся утварь.

В 1939 году церковь постигла суровая участь многих православных храмов. По указу Президиума Верховного Совета УАССР от 20 марта 1939 года Вознесенская церковь была закрыта для богослужений.

Примерно с 1956 года здание церкви стали приводить в порядок. С восточной стороны сделали двери, внутри устроили клуб со сценой. Позднее вместо клуба разместили школьную мастерскую, в восточном конце здания – циркулярную пилу. Над мастерской построили спортзал, на южной стороне стены пробили окно (пожарную дверь). Затем приступили к наведению порядка в западной части, где сделали сельский клуб.

В зрительном зале настелили деревянные полы (каменные плиты были разворочены). Сначала здание отапливалось железными печами типа буржуек. Во время кинопоказа зрители подкидывали дрова в печь. Затем сделали кирпичные печи. После, где-то в 1966-1968 годах, под непосредственным руководством директора школы Сидорова М.Я. было проведено паровое отопление от школьной котельной.

В 1984 году школа переезжает в новое каменное здание. Мастерская стала не нужна. В ночь на 1 июня 1988 года в здании церкви, где была мастерская школы по труду, вспыхнул пожар. Пламя взметнулось над куполом. От мастерской ничего не осталось, сгорел бывший спортзал, вверху всё обрушилось, в куполе зияла пустота. Сгорела так же частично деревянная перегородка между мастерской и клубом, и дым потянуло в зрительный зал клуба. Огонь был настолько сильный, что сгорела вся сажа, и стены остались фактически белыми как внутри, так и снаружи. Западная часть здания не пострадала, там лишь очистили от сажи мебель, стены, шторы.

В середине 90-х годов молодые люди взяли восточную часть здания (там, где находилась циркулярка) в аренду и стали сооружать торговую точку. Вместо западной двери сделали стену, самое восточное окно взломали, сделали входную дверь, частично замуровали кирпичом северное окно, залатали крышу, приделали крыльцо из металлических труб. Внутри стены покрыли декоративной плиткой, настелили пол. В образовавшемся магазинчике стали торговать спиртными напитками. Вскоре после многочисленных жалоб населения эту точку закрыли.

В начале XXI века правый придел вернули церковной общине. Здесь по праздникам служил протоиерей Павел Белокрылов из игринского Иоанно-Богословского храма.

Новой страницей в истории храма Вознесения Господня в селе Чутырь стал 2001 год. В числе первых в республике его решено было восстановить, что положило начало президентской программе «Восстановление храмов Удмуртии»: отреставрированы фасады здания, восстановлена колокольня. Огромная заслуга по реставрации храма принадлежит строителям Управления спецстроя № 8 под руководством А.М. Прасолова.

В 2005 году, после сдачи первой очереди восстановительных работ, в стенах храма впервые за многие десятилетия начали регулярно проводиться богослужения. Большое событие для чутырцев – приобретение четырёх колоколов малой звонницы, общий вес которых составляет 114 кг.

17 апреля 2005 года по благословению Архиепископа Ижевского и Удмуртского Николая архимандритом Матфием (Орловым), секретарём Ижевского Епархиального управления, было совершено малое освящение престола в честь Вознесения Господня.

Освящение храма Вознесения Господня состоялось в праздник Вознесения – 13 мая 2010 года. Реконструированный храм стал одним из самых красивых в Удмуртии. «Храм, стоящий на дороге, не может быть незаметным, – говорит его настоятель отец Димитрий Самойлов. – Да и внутреннее убранство впечатляет. Великолепная акустика. Здесь звук держится 10 секунд». Устремленный ввысь куполами и шпилями храм в своей верхней точке достигает 34 метров.

 Отец Димитрий возглавил сельский приход в 2004 году, в переломный для храма момент, когда в его стенах после многих лет запустения начались восстановительные работы. С того времени и до 2013 года отец Димитрий отдавал все свои силы на возрождение этого православного храма.

С 12 июня 2013 года настоятелем Вознесенского храма становится иерей Антоний Антонов.

21 июня 2015 года, по благословению епископа Глазовского и Игринского Виктора, в Игринском благочинии впервые состоялся крестный ход по маршруту село Чутырь – деревня Чумой. Длина пути составила 16 км.

В 2015 году в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла села Шаркан Преосвященнейший Виктор рукоположил в сан диакона Вадима Агафонова к храму Вознесения Господня с. Чутырь Игринского района. Он и является настоятелем храма в настоящее время.

 

Источник: Игринские купола: сборник исторических сведений о храмах Игринского района / МБУК «Игринская ЦБС», Игринская центральная районная библиотека им. Кедра Митрея; сост. А.В. Хохрякова. – Игра, 2016. – 46 c.: фот.