Храм Митрофана Воронежского с. Зура
Принадлежность: Русская Православная Церковь, Удмуртская митрополия, Глазовская епархия, Игринское благочиние. Настоятель: священник Сергий Глебов
Престольные праздники: еп. Митрофана Воронежского - Август 1 [по н.с.], Август 20 [по н.с.] (Обретение мощей), Сентябрь 17 [по н.с.] (Второе обретение и перенесение мощей), Декабрь 6 [по н.с.] (день преставления).
Адрес:Удмуртская Республика, Игринский район, с. Зура, ул. Ленина, 6
Сайт:zura.cerkov.ru/ E-mail:glazoveparh@gmail.com
Из истории храма
В былые времена центром, украшением села Зура являлась церковь. Светлая, стройная, красивая, она величаво стояла на возвышенности.
Приход с. Зура открыт по указу Св. Синода от 20 марта 1845 года № 2428. В состав прихода вошли: с. Зура, д. Кенминская, д. Пежвайская, д. Сепская, д. Каргуретская, д. Тюптиевская, д. Новый Люк, д. Шадбековская, д. Гереевская, поч. Ую, поч. Верх-Ую, поч. Быдзимошур, поч. Нюроваевский, поч. Сепский, поч. Палымский, поч. Верх-Палымский, поч. Пежвайский, поч. Лудошур, поч. Верх-Кулегурт, поч. Мувыр, поч. при речке Чемашурке, поч. Чемашурский, поч. Шербет, поч. Лудянский, поч. Изнегвайский.
В начале церковные службы проводились в крестьянском доме.
Первая деревянная церковь построена в 1847 году на средства прихожан и освящена в честь Св. Митрофана, епископа Воронежского, 3 ноября 1847 года. Находилась она в западной части села, за рекой Ита, в районе старого моста.
28 мая 1868 года при церкви открыто церковноприходское попечительство, 14 сентября 1895 года – церковноприходская школа.
Каменное храмовое сооружение строилось в 1885-1894 гг. силами населения по проекту вятского архитектора Александра Степановича Андреева. Старый деревянный храм не вмещал в православные праздники всех прихожан. В 1885 году приход храма Митрофана Воронежского объединял уже 37 деревень и починок. Каменный храм имел три престола: главный – во имя Святого Митрофана Воронежского, правый – в честь Святых Апостолов Петра и Павла, третий – пещерный – в честь Казанской иконы Божьей Матери использовался для отпевания усопших. Последние службы в старой деревянной церкви отслужили священник Филипп Бобровский и диакон Пётр Сергеев.
Деревянная церковь перевезена в 1895 году в с. Большая Чепца Сарапульского уезда, где она и стоит сейчас.
Новый храм был возведён на Сибирском тракте. Белокаменный, в византийском стиле, четырёхпрестольный, с большой колокольней, семь золочёных куполов венчали его главу. За 10 верст был слышен звон увесистого колокола.
Внутреннее убранство храма также поражало: иконостас в стиле ампир с семью круглыми иконами и резными фигурами ангелов, большое золочёное паникадило, свисавшее на цепи в центре купола, росписи, лепные украшения. «Жемчужиной» Сибирского тракта назвал его Е. Шумилов, известный удмуртский краевед.
Строили одиннадцать лет всей округой, методом народной стройки. Считалось почётным и необходимым принять участие в этом благородном общественном мероприятии. Красиво смотрелись золочёные кресты, изготовленные в Нижнем Новгороде, замечательно звучали десять колоколов, главный из которых был отлит по заказу в городе Челябинске. Здание окружала ажурная ограда на каменных столбах и красивые святые врата с крестом.
В 1897 году в Митрофановскую церковь с. Зура был перемещён Князев Александр Васильевич, родом из духовной семьи. Окончил Вятскую духовную семинарию в 1890 году. В 1892 году определён на священническое место в с. Люк Сарапульского уезда. Семья: жена Вера Степановна (1876 года рождения), сын Николай.
20 мая 1901 года из с. Буйско-Архангельского Уржумского уезда в с. Зуру был перемещён священник Лучинин Гавриил, где он прослужил до 1910 года (перемещён в Кобру Котельнического уезда).
В 1907 году по прошению в с. Зура был перемещён диакон Николай Фёдорович Васнецов. Родился в 1867 году в духовной семье. Окончил Сарапульское уездное училище в 1886 году. Духовное служение начал учителем в селе Русская Лоза Сарапульского уезда в 1894 году. В том же году определён псаломщиком к Чумойской церкви. Посвящён в сан диакона с оставлением на том же месте в 1905 году. Понимал разговорную речь удмуртов и сам говорил отрывочные фразы на их языке. Семья: жена Юлия Никаноровна (1870 года рождения); дети – Василий (1895 года рождения), Мария (1899 года рождения), Людмила (1903 года рождения), Константин (1905 года рождения).
Председателем церковно-приходского попечительства с 1910 по 1915 год был крестьянин с. Зура Георгий Яковлевич Грибовский.
Авраамов Вениамин Ивановичродился в духовной семье в 1875 году. Окончил Глазовское духовное училище в 1892 году. Определён на диаконское место в с. Пужмезь в 1903 году. Рукоположен в сан священника на том же месте в 1908 году. Перемещён по прошению к церкви с. Зура в 1912 году. Семья: жена Мария Петровна (1884 года рождения); дети – Мария (1904 года рождения), Серафима (1905 года рождения), Поля (1908 года рождения), Нина (1910 года рождения), Агния (1912 года рождения), Ольга (1915 года рождения).
5 ноября 1913 года по прошению в Митрофановскую церковь с. Зура. был перемещён диакон Ившин Пётр Афанасьевич. В 1906 году он же был псаломщиком в Богородицкой церкви с. Деменлуд.
Старостой церкви в 1913-1915 гг. был Семён Павлович Бушуев – крестьянин починка Лудянского. Окончил начальную школу в 1881 году. Он так же был попечителем церковно-приходской школы.
Просфорницей церкви в 1915 году стала Анисия Петровна Фаворская – мать священника Александра Фаворского. Была женой диакона с. Кайгородского Слабодского уезда Алексея Фаворского. В 1914 году – просфорница с. Укан.
Революционная смута и гражданская война резко изменили жизнь всей страны. В судьбах людей происходили невозможные повороты. То же произошло и с последними священниками Свято-Митрофановского храма. Священник Александр Князев и староста Илья Быков встретили колчаковцев хлебом-солью и отслужили молебен. За это обеих впоследствии репрессировали органы Советской власти, и следы их затерялись.
В 1929 году церковь была впервые закрыта, но по просьбе населения, открыта вновь.
Митрофановская церковь была закрыта второй раз на основании постановления Президиума Верховного Совета УАССР от 20 декабря 1938 года. Вскоре кресты и главный купол-луковица были сняты, но колокола ещё оставались. В колокольне было три проёма, и все они были заняты колоколами от самого большого и толстого до самого малого. В результате политики воинствующего материализма и атеизма бездумно были разрушены, перепрофилированы народные святыни, многие священнослужители и верующие репрессированы.
Председатель Зуринского райисполкома Ф. Дядюков утвердил в декабре 1938 году смету варварской «реконструкции» храма святителя Митрофана в Зуре: «№ 16. Разборка иконостаса с обдиркой религиозной обстановки. 102 кв. м. – 224 руб. 40 коп. № 17. Перевозка религиозного инвентаря, подлежащего уничтожению. 10 человек-дней, 10 коне-дней – 120 руб.». В такую сумму вылилось уничтожение оригинального зуринского иконостаса с резными скульптурами ангелов и семью круглыми иконами над царскими вратами.
Священник Александр Фаворский, служивший у красных, оставался при храме вплоть до его закрытия. Родился он в духовной семье в 1883 году, окончил Вятскую духовную семинарию в 1906 году. Перемещён по прошению на священническое место в с. Зура в 1910 году. Изгнанный, после закрытия храма он дожил до глубокой старости. Умер в 1963 году. Семья: жена Алевтина Андреевна (1883 года рождения); дети – Мария, Тамара, Геннадий.
С 1936 по 1983 год в здании храма находился клуб, а после его перевода в новое помещение, в 1985 году, в бесхозном здании из-за детской шалости произошёл пожар, горела крыша, пол и другие деревянные конструкции.
С 1996 года воссоздан приход святителя Митрофана Воронежского. Оставшийся каркас здания передан общине, и через три года протоиерей Павел Белокрылов начал понемногу восстанавливать здание. Службы проводились в нижнем храме.
С 2000 года в подвальной части храма ведутся богослужения. Приход насчитывал более 500 прихожан из села Зура и окрестных деревень.
К лету 2001 года было сделано уже немало: покрыта крыша, вставлены в окна решётки, изготовлены и навешаны наружные двери, сделаны и покрашены 32 оконные рамы, проведено отопление, электричество; вокруг храма отгрузили землю с мусором; восстановили иконостас.
По инициативе Совета ветеранов села Зура жителями было собрано 30 000 рублей. Проведены субботники по очистке храма и прилегающей территории. Средства, выделенные спонсорами и меценатами, использованы на восстановление храма. В 2005 году возведён купол. Произведён капитальный ремонт в подвале. С 2007 года восстанавливается правый придел храма.
С 2005 года священник Георгий Кириллов из Дебёс, а с 2008 года – священник Евгений Трефилов из Игры немало сделали для восстановления храма.
Старостой в эти годы трудился учитель местной школы Александр Зайцев. Отец Александр пришёл к вере уже в зрелом возрасте. После школы окончил отделение романо-германской филологии в УдГУ, вернулся в село. В 1992 году крестился всей семьёй. А в 2007 году был рукоположен в диаконы. Первый помощник протодиакона Александра – пономарь Виталий Георгиевич Булдаков.
В летнее время службы проводятся уже в правом верхнем приделе Петра и Павла. Прихожане сохранили некоторые иконы. Среди них – храмовая икона святителя Митрофана, которую удалось отреставрировать.
Менее четырёх лет настоятелем храма служил молодой священник Евгений Трефилов, полюбившийся не только зуринцам, но и всем христианам Игринского района. Батюшка отошёл ко Господу 20 января 2012 года.
В 2001 году храм святителя Митрофана Воронежского с. Зура был признан объектом культурного наследия регионального значения.
Источник: Игринские купола: сборник исторических сведений о храмах Игринского района / МБУК «Игринская ЦБС», Игринская центральная районная библиотека им. Кедра Митрея; сост. А.В. Хохрякова. – Игра, 2016. – 46 c.: фот.